By 25th Сентябрь, 2013 Статьи No Comments

Невский флот

Великий правитель российских земель Петр I на ряду со многими своими достижениями стал так же и основателем первого в мире яхт-клуба. Любил царь парусные судна с детства.

А после возвращению из Великого посольства, которое так и не преуспело в своих начинаниях, Петр I, обученный морскому делу у западных мастеров, решил привить и высшему сословию Санкт-Петербурга любовь к поездкам по воде.

Первым шагом в этом направление было издание указа о том, чтобы в ветренную погоду пассажирские судна не на веслах ходили, а под парусами. А так как мостов в те времена в Санкт-Петербурге еще не было, множество людей через Неву ходили именно под парусом. Эти переправы принесли определенный доход, на основе которого был создан «Потомственный Невский флот». Учрежден он был в 1713 году, а в большем количестве суда для него начали создаваться с 1716 года, когда была основана Партикулярная верфь. Верфь находилась на Фонтанке, напротив Летнего сада.

Корабли «Невский флот» бесплатно передавались в потомственное владение знати, успешным служащим государственных учреждений. От владельцев же требовалось следить за состоянием судна, ремонтировать его, в случае непригодности для плавание полученного судна — построить или купить новое, которое не должно быть меньше предыдущего. Так же обязаны были посещать своеобразные уроки (учения, тренировки) — «экзерциции». Владельцы парусников назначались царем принудительно. Объявлены были счастливые владельцы корабли 10 мая 1718. Среди тех, кто получили в свое владение парусники были уважаемые люди из адмиралтейской коллегии, полицмейстерской канцелярии, Невского монастыря. Кроме того, судна получили и простые работники — лекари, корабельные мастера. Всем было жаловано от одного до трех кораблей. Четыре судна в свое распоряжения получили канцлер граф Г.Головкин и князь А.Черкасскому.

В состав «Невского флота» входили и яхты построенные не на партикулярной верфи. К примеру, голландский буер (о других типах парусных вооружений можно узнать тут) «Наталия», доставленная в сентябре 1719 года. Так как строительство имперских яхт, парусников началось в 1702 году, в плаваниях «Невского флота» принимали участия и другие яхты, построенные намного раньше учреждения флота. Первой построена в Российской Империи была яхта «Святая Екатерина», созданная корабельным мастером из Голландии. Следующие же уже были созданы русскими мастерами. Судно «Надежда» создано корабельным мастером Федосеем Скляевым. А чертежи яхты «Либе» были созданы самим Петром I.

В составе «Невского флота» в 1719 году было 141 парусника. При правлении Петра I регулярно происходили экзерциции, в котором сам царь часто принимал участие. После окончания правления Петра I флот пришел в упадок и был расформирован в 1746 году. Более тридцати лет существовал первый в мире яхт-клуб. Пусть и членство в нем было принудительно и парусники ходили по реке, не по открытому морю.