By 25th Март, 2014 Статьи No Comments

Страхование собственности. Яхты.

Все более популярными в наше динамичное время становятся услуги по страхованию собственности. Множество страховых компаний предлагают свои услуги в самых различных сферах страхования.

Как быть если объектом страхования выступает яхта или другое маломерное судно? Насколько оправдана страховка с экономической точки зрения, какова стоимость такой услуги?

Давайте попробуем разобраться с этим, на первый взгляд простым вопросом. Сразу отбросим обязательное страхование. Его необходимость возникает в случае захода судна в зарубежный порт. Там от владельца яхты потребуют страховой полис законодательно. А как быть с добровольным страхованием (или КАСКО)?

Цена страхового полиса составляет в среднем от 1 до 3% от стоимости страхуемого имущества. В случае с яхтой сумма страхового взноса может составлять тысячи и десятки тысяч долларов США. Но именно фактическая стоимость яхты является решающим фактором при принятии верного решения.

Наличие страхового полиса в данном случае можно считать необходимым.

Не менее важно правильно оценить « объем » страхования, т.е. оценить степень вероятности наступления страхового случая, т.е. возможных рисков и ситуаций, которые могут быть спрогнозированы и зависят от условий и характера эксплуатации судна.

Худшим предполагаемым вариантом ущерба может быть просчитан вариант полной утраты. Другими словами судну либо нанесен непоправимый ущерб в следствие столкновения, потопления, сгорания и т.д. либо зафиксирован доказанный факт угона. Эти случаи обязательно должны быть обязательно отражены в страховом полисе. Что касается периода страхования, тут определяющим можно считать степень риска, связанного с периодами непосредственной эксплуатации яхты, а именно – транспортировки покупателю, нахождение в море, участие в парусных регатах и пр. Дополнительные риски судовладелец определяет сам, исходя из специфики эксплуатации парусного судна. В число показателей, влияющих на принятие решения должны быть включены такие как: риск за возможный причиненный ущерб хозяином яхты, собственно участие в спортивно – развлекательных мероприятиях, практическую возможность кражи яхты с охраняемой территории и т.п.

Не всегда «усеченный» вариант страхового полиса является оптимальным при подписании контракта. В конечном итоге более выгодным является полис учитывающий максимальное количество рисков, и страхующий судно на весь период его жизни. Дальновидный хозяин выберет именно такой вариант, несмотря на то, что стоимость такого полиса естественно возрастает. Но золотое правило « скупой платит дважды », в этом случае работает в несколько видоизмененном варианте – « скупой платит многократно »!

Чрезвычайно важно верно определить так называемую «область страхового покрытия », другими словами проследить, в какой форме выбранная страховая компания готова предоставить вам услугу в случае наступления страхового случая, что включено в список «исключений» из объема страховой услуги.

Этот пункт особенно важен, т.к. позволяет страховой компании найти способ уклониться от выплаты компенсации полностью или частично.

При заключении договора страхования предельно важно учесть фактор определенности в пунктах, посвященных порядку оказания страховой услуги, а именно:

— оперативность решения ситуации,

— организация выплат (кому, когда, в каком объеме),

— вовлеченность пострадавшего «яхтовладельца» в процесс оформления необходимых для ремонта бумаг,

— наличие правозащитной базы за границей (в случае, если судно находится в чужих территориальных водах).

— возможность предоставления страховой компанией банковской гарантии

Соблюдение всех вышеуказанных требований еще не все, — при изучении и заключении договора страхования яхты, вам понадобиться присутствие доверенного и компетентногопециалиста по страхованию, который исключит правовые коллизии и непредвиденные финансовые издержки.

Ваша мечта, ставшая реальностью, ваша яхта, должна быть защищена от случайностей, и несколько процентов от ее стоимости явятся надежным гарантом вашего спокойствия.

После того, как яхтовладелец определился с необходимым объемом покрытия и ценой (премией), ему предстоит заключить договор страхования. Иными словами – купить страховой полис в выбранной страховой компании. На что при этом стоит обратить внимание?

Во-первых, следует внимательно изучить правила, на которых предполагается страховать яхту. Какие риски они покрывают, а главное, какие есть исключения из покрытия? Только ли стандартные (как то: нахождение в состоянии опьянения, злой умысел страхователя, эксплуатация немореходного судна и т.п.) или какие-то дополнительные (например – исключение аварий двигателя)?

Во-вторых, необходимо прояснить порядок урегулирования претензии. Насколько свободен яхтовладелец в выборе места ремонта? Насколько он обременен сбором подтверждающих документов и каких? И, наконец, каков сам процесс возмещения понесенных страхователем расходов (оплата уже понесенных расходов, авансовые платежи, либо оплата напрямую сервису/верфи)? При эксплуатации яхты за пределами России очень важен такой аспект, как способность страховой компании оперативно вмешиваться в процесс урегулирования претензии (особенно по ответственности перед третьими лицами) в иностранных портах. Располагает ли страховая компания достаточной сетью своих корреспондентов (адвокатов, сюрвейеров) по всему миру? Сможет ли она в случае необходимости обеспечить освобождение судна из-под ареста под свою (либо банковскую) гарантию?